четверг, 13 мая 2010 г.

Я читаю книги о войне

Когда придут мои друзья покаяться за брата,
Прости их, нежная моя, они не виноваты.
Что не спасли, не сберегли, поверь, не их вина.
Они свершили, что могли, но верх взяла война…
И. Морозов.
Война – это жуткое явление. Любые военные действия – это огромное потрясения для всех людей. Много уже сказано слов об этом непростом времени, много написано книг, создано фильмов… Но, к сожалению, ещё не все молодые люди осознают трагизм этого события.
Я учусь в городе Златоусте, в МОУ «СОШ №8» имени Андрея Ивановича Невзгодова. Наш школьный музей «Здесь светлой Родины начало…» проводит классные часы на патриотическую тему. Мы рассказываем о ветеранах войны, которые работали или учились в нашей родной школе. Дети слушают и постепенно понимают, что война коснулась каждого.
Когда-то я сама впервые услышала о Великой Отечественной впервые и очень заинтересовалась этим событием. Читая книги о войне, мне очень запомнилась «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова.
Литературоведы говорят, что «писатели-фронтовики, вступившие в литературу в 1950-е годы» очень близки в своих размышлениях на военную тему. Специалисты назвали это художественное течение «лейтенантской прозой».
Повесть В. Некрасова причисляют к тенденции «психологического натурализма». Подробное описание жизни сапера-инженера Керженцева и его товарищей Валеги, Седых и многих других погружают в атмосферу страдающего от немецких бомб Сталинграда. Редкие воспоминания о мирной жизни, о любимой Люсе, о студенческих годах заставляют читателя почувствовать острую противоположность между миром и войной. Реализм литературных действий даёт очень необычное чувство. Кажется, что ты невидимкою находишься рядом с главными героями.
Во время чтения этого произведения я, как будто окуналась в ход тех самых событий. Это можно сравнить с просмотром 3-D фильма, только в данном случае кино «крутится» в собственной голове, с помощью воображения.
Библиотекарь родной и любимой восьмой школы как-то поделилась со мной очень интересной мыслью. «Чтение книг – это процесс творчески значительнее, чем восприятие видео материалов». Поэтому меня очень восхищают все писатели, поэты и другие литературные деятели, чья работа позволяет читателям создавать «фильмы» при помощи своей фантазии.
Сейчас, в наше относительно мирное время очень трудно представить те жестокие и страшные сороковые годы. Потомкам героев Великой Отечественной остается лишь смотреть фильмы и телепередачи, слушать своих бабушек и дедушек про ужасный голод, нищету, горе, страх, героизм, честь. Много раз уже звучали слова, что мы в неоплатном долгу перед всеми, кто погиб на полях сражений. Они отдали свои жизни, чтобы мы сегодня могли жить, быть свободными, говорить на родном языке.
В моменты, когда меня посещают эти мысли, всплывают слова из повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда» . Это воспоминания Юрия Керженцева:
«Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.
Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть».
Хочется думать, что эти слова произведут должное впечатление на всех. Мы должны быть благодарны людям, забывшим про себя на время боевых действий. В эту минуту на глазах многих понимающих людей наворачиваются слёзы, в горле появляется комок… также, как у меня.
Из всего выше сказанного мы должны вынести для себя одну самую важную мысль: «Не допустить больше того ужаса, творившегося в годы Великой Отечественной и других войн, в которых участвовал мир». Давайте постараемся решать все конфликты мирным путем, ведь столько горя и несчастий приносит война! Очень хочется, чтобы небо над нами и над будущими поколениями было чистым от выстрелов, бомб и боевых ракет.

Комментариев нет: