вторник, 27 апреля 2010 г.

Подвиг моего деда

Я хочу рассказать о своих родственниках: прабабушке Катковой Алевтине Петровне и прадедушке Острась Андрее Ивановиче.
Мой дед Андрей Иванович родился в Курской области, Борисовском районе, с. Борисовка 12 декабря 1912г. в крестьянской семье. Закончив 7 классов средней школы он, как все мальчишки того времени, помогал отцу, так как надо было кормить большую семью. Затем перебрался в г.Харьков, где работал на заводе. В 1934г. был призван в ряды вооруженных сил СССР и был зачислен в 22-ю механизированную бригаду механиком-водителем лёгкого танка. Отслужив, был уволен в запас в августе 1937г.
Военная биогеография деда началась с первых дней войны. Он с большинством работников завода подал заявление в военкомат о том, что желает отправиться добровольцем на фронт. Но надо было эвакуировать завод, нужны были рабочие руки, поэтому только в конце июля он был зачислен в 7-й бронетанковый корпус механиком-водителем среднего танка. Пройдя войну с первых дней, он стал участником прорыва обороны на реке Нейсе и овладении городами Коттбус, Люббен, Цоссен, Беелитц, Люкенвальд, Тройенбритцен, Цена, Мариенфельде, Треббен, Рангсдорф, Дидерсдорф и Тельтоф. За это ему была объявлена благодарностьПриказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина И.В. от 23 апреля 1945г. №340.
Войска продвигались дальше, и моему деду - гвардии старшине Острась Андрею Ивановичу  - Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина И.В. были объявлены благодарности от 2 мая 1945г. №359, от 8 мая 1945г. №366, от 9 мая 1945г. №368 за отличные боевые действия при овладении столицей Германии Берлином и за освобожение столицы Чехославакии города Прага.
В июле этого же года Андрей Иванович получил Благодарственную  грамоту, в которой говорилось, что Великая Отечественная война победоносно завершена. красная Армия в жестоких боях с немецко-фашистскими захватчиками отстояла честь, свободу и независимость нашей Родины. В суровые годы войны Андрей Иванович честно выполнял свой патриотический долг: достойно нес службу в рядах 1-го Украинского фронта.
Читая этот пожелтевший документ, я узнал, что мой дед принимал участие в боях у рек Дон и Днепр, был участником танкового сражения на Курской дуге, освобождал столицу Украины город Киев. С жестокими боями он прошёл Польшу, участвовал в форсировании рек Сан и Висла, освобождал город Краков и важный промышленный район Верхнюю Силезию.
Эта грамота подписана командующим войсками 1-го Украинского фронта Маршалом Советского Союза И. Коневым, Членом Военного Совета фронта генерал-лейтенантом К.Крайнюком начальником штаба фронтов генералом армии И. Петровым.
Изучая записи в военном билете своего деда, я выяснил, что только 25 декабря 1945г. он был демобилизован на основании Указа Верховного Совета СССР от 25.08.1945г.
Кроме благодарностей и грамот у деда есть награды: три ордена "Красной звезды", медаль "За боевые заслуги", медаль "За победу над Германией", орден "Отечественной войны II степени", медали участнику войны в честь 20-ти, 30-ти и 40-летия Победы в Великой Отечественной войны.
Бабушка и мама говорят, что мой дед не был равнодушным, его всегда тревожила судьба Родины, он был патриотом с большой буквы. Наверное поэтому он решил вернуться на военную службу. С 10 февраля 196г. по 16 мая 1949г. он был зачислен на сверхсрочную службу в военно-политическое училище войск МВД механиком-водителем. Там он обучал молодежь основам вождения танка, а также помогал изучать курсантам его устройство.
Вернувшись к мирной жизни, он устроился на родной завод в Харькове и там тоже неоднократно награждался грамотами и благодарностями за участие в социалистическом соревновании.
С 1957г. дед переехал жить в г.Златоуст и работал на металлургическом заводе. В нашей семье хранятся все награды деда, а бабушка говорит, что если мы, правнуки, будем помнить о страшных днях Великой Отечественной войны, то мы не допустим врага на территорию нашей Родины.
Но не только на фронтах ковалась Победа. Скромные труженики тыла, работая по 12-16 часов в сутки на заводах и полях помогали завоевывать победу. Я в этом уверен. Бабушка рассказывала, как тяжело они жили во время войны. Ее отец (мой прапрадед) и муж ушли на фронт. Бабушка была старшая в семье и потому пришлось бросить институт  и работать, чтобы прокормить сестру, маленького брата и маму, которая после тяжелых родов долго болела. Рассказывала, как они голодали. В декабре 1942г. после госпиталя прадеду разрешили навестить семью. 10 дней отпуска - наивысшая награда в те страшные дни. В августе 1943г. родился мой дедушка, но уже через 2 недели моя прабабушка стояла у станка, а с малышом сидела ее мама.
Иногда я не понимал, почему бабушка ворчит, когда я не доедаю суп или отказываюсь от какой-нибудь пищи. Она часто повторяет: "Не дай бог испытать все тяготы войны, но нельзя так относиться к еде". Но сейчас, когда я узнал, как тяжело они жили, что им пришлось пережить голод, мне становится понятнее, и я еще больше стал уважать свою бабулю.
Я считаю, что и прадед и прабабушка - герои. Они не только пережили войну, но и воспитали хорошего сына - моего деда - который воспитывает нас. Я очень люблю свою прабабушку, а прадеда. к сожалению, никогда не видел, но испытываю огромное уважение к нему и всем людям, которые победили в Великой Отечественной войне и дали нам возможность учиться, жить и радоваться детству.
Работу написал ученик 8а класса Обжелянский Влад.

Комментариев нет: